Китайский народ обладает долгой культурной историей и богатейшей
сокровищницей медицинских и фармацевтических научных знаний .
Разработанные в их рамках методы акупунктурной ( чжэнь - цзю ) терапии
- подобны удивительному сверкающему цветку , от которого нельзя
оторвать взгляд .
На протяжении нескольких тысячелетий применялись
металлические иглы , а также полынные конусы и сигары ; с их помощью
осуществлялись уколы и прижигания определенных точек на теле человека ,
что помогало излечивать многие виды болезней .
Знаменитые китайские
врачеватели древности с большим успехом использовали акупунктурные
точки , которые теперь также называют биологически активными точками ,
на поверхности тела .
Традиционная китайская медицина базируется на таких фундаментальных
натурфилософских законах и категориях , как дихотомия инь - ян ,
Великий Предел ( Тай - цзи ), «пневма» ци и ее проявления , Небесная
пружина ( цзи ) и т . д .;
на уровне специальной теории создано
представление о «плотных» и «полых» органах ( цзан - фу ) и их функциях
, а также каналах ( цзин - ло ) для циркуляции ци , в рамках данной
концепции трактуемой как «жизненная энергия» организма .
Китайские медики рассматривают болезнь как нарушение равновесия
между инь и ян , а здоровье - как достижение их гармонии в организме ,
для чего применяется принцип бу - се ( прибавление - отнятие ).
В
практической акупунктуре для восстановления утраченного равновесия при
синдроме недостаточности применяют тонизацию , а при синдроме
избыточности - дисперсию ( подавление , рассеивание ).
Учение о плотных и полых органах раскрывает взаимодействие между
ними по природному циклу «пяти первоэлементов» ( у - син ), а также -
через канальную систему цзин - ло - в большом «небесном» круге
циркуляции ци .
Именно этими принципами и правилами руководствуются при
выборе точек воздействия .
Этиология в традиционной китайской медицине тесно связывает
природные ( материальные ) и эмоционально - психические ( духовные )
факторы , соотношение которых определяет как поддержание , так и
нарушение здоровья человека .
Не случайно среди причин болезней желудка
и селезенки , наряду с плохим питанием , чревоугодием называются такие
качества как сильный гнев , уныние , расстройства от неисполненных
устремлений души .
Отсутствие гармонии между чувствами и волей - одна
из причин болей в брюшной области , печальные думы и раздражение
способствуют развитию гастритов и язв , неконтролируемые эмоции влияют
на регулярность месячных у женщин и потенцию у мужчин .
Понимание взаимосвязей психического и физического состояния поможет
выбрать и лучшее , более спокойное состояние для проведения процедур ,
и их лучший порядок .
Например , рекомендуется сначала выполнить массаж
больного места , чтобы снять боль , накопившуюся усталость ,
тревожность , а затем начать курс лечения .
Истоки методов клинического применения акупунктуры ведут в далекое
прошлое , откуда их непрерывное течение достигает наших дней .
Образно
говоря , сочинения по китайской медицине подобны безбрежному морю ;
врачи , прославленные в истории , подобны сияющему созвездию .
Знаменитые врачеватели древности много раз успешно использовали
акупунктурную терапию .
В самом раннем китайском классическом трактате по медицине - «Каноне
Желтого императора о внутреннем» ( «Хуан - ди нэй цзин» ) - уже
детально описано клиническое применение акупунктуры и других методик и
указано на их обязательное сочетание между собой !
В нем говорится :
«Фармакологические препараты ( травы и минералы ) поражают патогенные
факторы .
Пять видов злаков питают организм .
Пять видов плодов
оказывают вспомогательное действие .
Пять видов мясных продуктов усиливают организм .
Пять видов овощей
укрепляют внутренние органы .
Эти пять видов пищевых продуктов имеют
разные вкусы , так что их следует соответственно употреблять ,
восполняя семя - цзин и укрепляя дыхание - ци .
Иглоукалывание ( чжэнь
) выводит патогенные факторы из тела , а прижигание ( цзю ) убивает зло
на месте» . Все известные врачи древности , такие как Бянь Цюэ , Цан -
гун ( Чунь Юйи ), Чжан Чжунцзин , Хуа То , Хуан Фуми , Ван Шухэ успешно
применяли лечение иглоукалыванием и прижиганием .
Бянь Цюэ , например ,
успешно применял травяные препараты в лечении параличей , а также с
помощью игл исцелил наследника престола княжества Го ( по другой версии
- княжества Чжао ) от болезни «ши цзюэ» ( то есть вывел его из
состояния глубокой комы ).
Узнав об этом , народ Поднебесной решил , что великий врач может
возвращать жизнь мертвым .
Сам он заявил , что вернуть ушедшую жизнь
нельзя , однако можно восстановить жизненные силы внутри организма .
Во
II - начале III вв . н . э . знаменитый врач Хуа То особенно
прославился как хирург , он задолго до европейцев применял
лекарственные травы для наркоза , создал лечебно - оздоровительный
комплекс упражнений «Игры пяти зверей» ( дошедший до наших дней ), а
также достиг огромных успехов в акупунктуре .
В современной китайской медицине на основе продолжения традиции
развиваются исследования по комплексному применению традиционной и
западной медицины .
Различные акупунктурные инструменты и приборы
ознаменовали новый этап в клинической акупунктуре .
В них
концентрировано воплотились традиционные методы чжэнь - цзю ; их
применение стало намного удобнее , работа с ними - более простой , а
эффект - еще более очевидным .